Психолого педагогическая характеристика группы детского сада с использованием методик

Содержание
  1. Психологическая характеристика группы детского сада. Основные параметры структуры и групповой динамики
  2. Психолого-педагогическая характеристика группы дошкольников смешанного этнического состава
  3. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в ДОУ. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру
  4. Педагогическая характеристика на дошкольника готовая — требования к составлению и примеры заполнения
  5. Характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя
  6. Как написать характеристику на ребенка
  7. Особенности игровой деятельности
  8. Особенности эмоционально-волевой сферы и личности
  9. Примеры и образцы заполнения документов
  10. Педагогическая характеристика на дошкольника для ПМПК
  11. Характеристика на ребенка с ЗПР для ПМПК
  12. Логопедические представления на ПМПК школьника
  13. Характеристика на ребенка аутиста из детского сада
  14. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста и выпускников ДОУ
  15. Заключение
  16. Психолого педагогическая характеристика группы детского сада с использованием методик
  17. Психолого-педагогическая характеристика
  18. Психологическая характеристика ребенка

Психологическая характеристика группы детского сада. Основные параметры структуры и групповой динамики

Психолого педагогическая характеристика группы детского сада с использованием методик

} Группу детского сада можно рассматривать как первую детскую организованную малую группу, оказывающую наряду о семьей определяющее влияние на становление личности дошкольника (Н.В. Репина).

} На этом этапе у ребенка появляются начальные коллективистические отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.

} Применительно к детской группы Т.А. Репина выделяют следующие структурные единицы:

} Актометрическая структура – это объективные взаимосвязи детей, возникающие при взаимодействии в совместной деятельности и реальном (не регламентированном воспитателем) общении.

} Социометрическая структура – круг желаемого общения ребенка со сверстниками, его избирательные отношения с детьми, которые характеризуются симпатией или антипатией по отношению к ним.

} Перцептивная структура, состоящая из существующих в группе взаимных оценок.

} Т.Н. Репиной в своем исследовании выделила следующие показатели актометрической структуры группы:

} избирательность отношений,

} широта круга общения;

} устойчивость,

} длительность контактирования;

} интенсивность общения,

} выраженность потребности в общении,

} количественный и половой состав

} способы и мотивы общения

} социальная воздейственность обращений.

} Изучение генезиса групповой структуры показало некоторые тенденции, характеризующие возрастную динамику межличностных процессов.

} Избирательность дошкольников обусловлена интересами совместной деятельности, а также положительными качествами сверстников.

} Значимыми детьми часто оказываются сверстники своего пола.

} Устойчивость отношений проявляется, что в группе детского сада существует относительно длительные привязанности между детьми.

} С возрастом увеличивается интенсивность общения (если в младших группах за 10 срезов ребенок в среднем устанавливает 13 контактов, то в подготовительных группах — 25 контактов).

} В основе избирательных привязанностей детей могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в деятельности (включая игровую), потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворить коммуникативные потребности ровесников.

} Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру. В исследовании Т.А. Репиной положение ребенка в группе также изучалось в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности.

} От младших групп к старшим возрастает длительность времени, которое дети проводят в совместных, и соответственно резко снижается время одиночных игр.

} Более крупными становятся детские игровые объединения, создаваемые по инициативе самих детей.

} Сама потребность в общении преобразуется от младшего дошкольного возраста к старшему, от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве до потребности не только в доброжелательном внимании, но и в переживании.

} Если двух-трехлетние дети, сравнивая себя и другого, ищут сходство или общие действия, то пятилетние ищут различия, при этом преобладает оценочный момент (кто лучше, кто хуже). Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой.

} Причем соотнесение себя с другим происходит не только в реальном общении детей, но и во внутренней жизни ребенка (потребность в признании, в самоутверждении и в оценке себя глазами другого) (исследование Смирновой, Мещеряковой).

} В процессе игры или совместной деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их.

} Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными.

} В этот период резко возрастает сопереживание ровесникам. Однако это сопереживание зачастую носит неадекватный характер — успехи сверстника могут огорчать и обижать ребенка, а его неудачи радовать.

} Именно в этом возрасте дети начинают хвастаться, завидовать, конкурировать, демонстрировать свои преимущества.

} Резко возрастает количество и острота детских конфликтов. Усиливается напряженность в отношениях со сверстниками, чаще чем в других возрастах проявляются амбивалентность поведения, застенчивость, обидчивость, агрессивность.

В отношениях дошкольников проявляются половые особенности.

} Для мальчиков в отношениях со сверстниками важны организационные умения партнера, активность, инициативность, смелость, способность выигрывать, защищать).

} Девочек же привлекают такие качества, как отзывчивость, доброта, внимательность, эмоциональность, внешность. Девочки больше ориентированы на партнера по игре.

} Исследования Т.Н. Репиной показало, что общее число которое дети давали сверстнику своего пола, как положительных, так и, отрицательных, больше, чем число оценок сверстникам противоположного пола.

} Оценки, которые получают дети разного пола, существенно различаются. Так, положение девочек в системе оценочных отношений значительно выше, чем положение мальчиков, они ни только получают больше положительных но и значительно меньше (почти в 2 раза) отрицательных. Причем но только девочки, но и мальчики в оценке друг друга дают много отрицательных оценок.

От младших групп детского сада к подготовительным меняется и содержание ценностных ориентации воспитанников:

С возрастом в обоснованиях социометрических выборов-прослеживается переход от глобальных характеристик к дифференцированности, где значимое место занимают занимают нравственные качества: доброта, справедливость, умение дружно играть, от акцентировки функциональных связей (важности успешной совместной деятельности) к обоснованию выборов дружескими отношениями.

От младших к подготовительным группам обнаружена стойкая, но не во всех случаях ярко выраженная возрастная тенденция увеличения «изолированности» и «звездности», взаимности отношений, удовлетворенности ими, устойчивости и дифференциации их в зависимости от пола сверстников.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_89660_psihologicheskaya-harakteristika-gruppi-detskogo-sada-osnovnie-parametri-strukturi-i-gruppovoy-dinamiki.html

Психолого-педагогическая характеристика группы дошкольников смешанного этнического состава

Психолого педагогическая характеристика группы детского сада с использованием методик

В статье актуализирована проблема смешанного этнического состава детских коллективов в дошкольном образовательном учреждении. Исходя из опыта собственной работы, автор предлагает психолого-педагогические характеристики подобных групп, способствующих в дальнейшем успешной интеграции детей смешанного этнического состава и их родителей в коллектив группы.

Ключевые слова:дошкольное образовательное учреждение, смешанный этнический состав, воспитание, социализация, диалог культур.

В настоящее время на территории Российской Федерации усилилась миграция народов. Особенно это заметно в мегаполисах, однако и на периферии появляются диаспоры переселенцев. Наша страна в первое десятилетие после распада СССР выполняла функцию общего дома для вынужденных мигрантов.

Причины и факторы их появления самые разные: экономические, политические, стрессовые (потеря работы, бедность, вооруженные конфликты) и др. [4, с.5–9].

Россия очень быстро отреагировала на создавшуюся критическую ситуацию, предоставив возможность вынужденным переселенцам найти работу, устроить детей в дошкольные и общеобразовательные учреждения, решить вопросы временного жилья и т. п.

В этих условиях перемены, происходящие в нашем государстве, обществе, не могли пройти незаметно для современного образования. Перед российским образованием особенно остро встает проблема развития, обучения, воспитания детей из разных этнических групп [7].

Различия в традициях воспитания, культуре взаимоотношений, языке, нормах и правилах поведения, которые характеризуют определенную этническую группу, — все это оказывает влияние на характер и способы коммуникации и взаимодействия как самих детей внутри группы, а также с воспитателями и другими взрослыми, так и педколлектива дошкольного образовательного учреждения — с родителями.

Как показывает анализ массовой воспитательской практики дошкольного образовательного учреждения, прежде всего, проблема смешанного этнического состава детей наиболее остра именно для современного дошкольного образования. Поскольку, начиная с дошкольного, образование должно способствовать тому, чтобы ребенок, с одной стороны, ценил свои этнические корни, с другой, — привить ему уважение к другим культурам.

Этническая группа — это наиболее «распространенное в науке обозначение этнической общности (народа, этноса), под которой понимается группа людей, обладающая общим самосознанием этническим, разделяющая общее название и элементы культуры и находящаяся в фундаментальных связях с другими общностями, в том числе государственными. Историческими условиями возникновения этнической группы (этногенеза) считаются наличие общности территории, хозяйства и языка» [5, с.811]. В настоящей работе мы будем использовать основные черты этнической группы, которые наиболее ярко выделяют представителей этноса в условиях немногочисленного состава. Это, как правило, общность людей (взрослые и дети, в т. ч. несовершеннолетние), которые имеют единую культуру, «говорят на одном языке и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп» [6].

Для нас принципиально важен состав этнической группы именно с наличием несовершеннолетних детей, поскольку сегодня трудно найти детские сады, в которых не было бы групп со смешанным этническим составом.

Практика показывает, что современные молодые родители не знают русского языка или, по крайней мере, знают его не так, как их родители и прародители, составлявшие 25 лет назад единую общность — советский народ.

Незнание детьми и родителями русского языка становится важной проблемой не только в освоении культуры общения и взаимодействия, тем более основных требований ФГОС дошкольного образования, но и в презентации особенностей и традиций воспитания своего этноса. Складывающаяся ситуация, как отмечается в работах Т. Т.

 Щелиной, диктует руководству и педагогам современных учреждений дошкольного образования необходимость «создавать равные образовательные возможности для детей из разных социальных сред, осуществлять профилактику рисков школьной дезадаптации учащихся»; владеть «социально-педагогическими технологиями профилактики социальных рисков и психолого-педагогической помощи детям» в сложной (кризисной) жизненной ситуации; определять приоритеты и разрабатывать эффективные механизмы «взаимодействия образовательного учреждения с другими социальными партнерами (семья, система профессионального образования, медицинские, коррекционные, правоохранительные и другие службы)» [8, с.8–9].

В то же время усиление требований к качеству работы образовательного учреждения в области социализации личности требует тщательного изучения особенностей самих дошкольников и факторов, влияющих на их развитие и социализацию в группе сверстников смешанного этнического состава. В этой связи важно обратить внимание на следующие психолого-педагогические характеристики группы дошкольников смешанного этнического состава:

—        выраженность культурной дистанции, проявляющаяся в общении со сверстниками и педагогами;

—        низкая социальная, языковая и психологическая адаптация, связанная с тем, что ребенок пребывает в состоянии растерянности, страха;

—        индивидуальные и возрастные особенности личностных качеств ребенка (основные черты поведения: контактность, активность, пассивность, потребность в общении); отношение к самому себе (своему здоровью, личным вещам и др.);

—        поведение по отношению к родителям, близким, сверстникам, способы установления контакта с ними;

—        действие и самочувствие в психологически значимых ситуациях (спокойствие, сопротивление);

—        навыки самообслуживания;

—        развитие ребенка в образовательных областях (физическое развитие, особенности познавательной сферы: восприятие, память, мышление, развитие речи, элементарные математические представления, представления ребенка о себе и об окружающем мире).

Наиболее оптимальными для психолого-педагогического анализа группы дошкольников смешанного этнического состава могут стать игры как ведущий вид деятельности ребенка этого возраста.

Причем, дидактические игры служат потенциальным средством патриотического воспитания, коммуникативные игры дают импульс к развитию навыков общения, учат детей сопереживанию, сочувствию [2].

В игре ребенок погружается в социокультурную среду, в которой осуществляется коммуникативное взаимодействие друг с другом, взаимодействие с русскоязычным окружением.

Вследствие этого воспитуемый входит в социокультурную среду русскоязычного окружения и при этом не лишается возможности при взаимодействии с детьми использовать и собственную социокультурную среду. Весьма важным моментом работы с детьми смешанного этнического состава служит взаимодействие с логопедом, влияющее на развитие речи детей и освоение ими языка основного этноса.

Огромную роль в психолого-педагогической характеристике группы дошкольников смешанного этнического состава играет семья, которая является мощным транслятором ценностей от поколения к поколению.

Примечательно, что идея взаимодействия общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, а именно в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», «Законе об образовании».

В «Законе об образовании» говорится о том, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [7].

Педагог в системе дошкольного образования является не только воспитателем детей, но и партнером родителей по их воспитанию. Поэтому и педагогам и родителям необходимо объединять свои усилия и содействовать защите детей.

Все специалисты сегодня говорят о важности участия родителей в процессе воспитания, что позволяет создать положительный эмоциональный климат, интересную и творчески содержательную жизнь в детском саду, сделать ее общим интересом для воспитуемых, их родителей и педагогов.

Однако в реальных взаимоотношениях между родителями и педагогами существуют определенные трудности. Это и дефицит времени в связи с ускоряющимся ритмом жизни, этнические стереотипы, личностные факторы, ощущение несостоятельности в общении с представителями разных культур.

Поэтому на данный момент в большей степени от воспитателя зависит, сможет ли он понять, каким образом воздействовать на каждую семью во благо их ребенка и других детей в группе.

В нашем опыте, чтобы способствовать более интенсивной интеграции детей смешанного этнического состава и их родителей в коллектив группы, мы организуем совместные детские домашние праздники (празднование Нового года, дни рождения, Курбан-байрам).

Особое внимание следует обратить на особенности быта, обычаев, традиций народов [3]. Так как именно несовпадение ценностей, обычаев приводит к межнациональным конфликтам. Неплохо зарекомендовали себя совместные кулинарные вечера, где мамочки делятся друг с другом рецептами национальной кухни.

Положительную роль играет разучивание национальных детских игр, танцев. Начиная с 4-х лет, можно предложить детям освоение русского фольклора и подобрать аналогичные образцы своей нации. Если дети затрудняются выполнить такое задание, то можно сделать это дома, совместно с родителями [1].

Это послужит дополнительным стимулом изучения русского языка для детей, а для русских такой диалог культур поможет пробудить уважение к фольклору другой нации. Можно проводить совместные семинары, дискуссии, круглые столы, где обсуждаются вопросы, волнующие родителей, создается атмосфера доверия.

А педагоги, в свою очередь, сообщают родителям о первых шагах и успехах детей в коллективе. Интересен опыт разработанной для родителей памятки-рекомендации:

—        разговаривать дома как можно чаще на русском языке;

—        вместе с детьми читать русские народные сказки, а также доступные по содержанию произведения других русских писателей, способствовать расширению словарного запаса;

—        посещать различные дополнительные занятия (кружки, секции для более старших детей), вовлекать ребенка в занятие спортом, творчеством, где малыш может проявить свои способности;

—        обязательно посещать родительские собрания, родительские вечера, быть неравнодушными к успехам ребенка, к жизни в коллективе;

—        не делать резких замечаний по поводу каких-либо ошибок ребенка;

—        искать живого общения с носителями русского языка, ходить в гости, путешествовать вместе;

—        создать эмоционально благоприятную атмосферу, ребенку трудно опираться на собственные силы, и в этой ситуации роль помощника должны играть родители.

Специфика таких мероприятий позволяет не только быстро адаптировать детей смешанных этнических групп к социуму, но и развивать способности, интересы с учетом национальных особенностей.

Литература:

1.                  Белянкова Н. М. О работе в группах смешанного этнического состава по поддержанию межнационального согласия // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 4. — С.87–90.

2.                  Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./ Ред. А. Н. Леонтьев, ред. А. В. Запорожец; Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца; Предисл. О. М. Дьяченко. — М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. — 144 с.

3.                  Евдокимова Е. С. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры. — Волгоград: Перемена, 1999. — 90 с.

4.                  Кондратьев М. Ю. Социальная психология в образовании. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 384 с.

5.                  Народы и религии мира / Гл. ред. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнова, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. глав. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. глав. ред.), Г. Ю. Ситнянский. — М.: Большая российская энциклопедия, 1998. — 928 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/94/21194/

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в ДОУ. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру

Психолого педагогическая характеристика группы детского сада с использованием методик

Оксана Петрова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в ДОУ

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в ДОУ.

Психолого-педагогическая характеристика на Лизу (2011г. р.)(имя изменено)

Проживает по адресу: ул. была зачислена в детский сад в 2014 года. Состояние здоровья Лизы соответствует основной группе. По данным медицинской карты зрение, слух, обоняние в норме.

1. Семья ребенка полная, состоит из 5 человек. Мать –ФИО, кухонный рабочий. Отец –ФИО,место работы: безработный. Семья проживает в доме с частичными коммунальными условиями. Материальное положение семьи ниже прожиточного минимума. Отношение родителей к детскому саду хорошее, мама часто интересуется успехами дочери. Режим дня ребенка в основном соблюдается.

Заключение психоневролога: ЗПР церебрально-органического генеза, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

2.Внешний вид: Телосложение нормальное, пропорциональное. Кожные покровы бледные. Лицо выразительное. Отмечаются непроизвольные подергивания лица, шеи, плеч.

3. Эмоциональная реакции и характер общения со взрослым в процессе обследования

Лиза легко идет на контакт. Знает фамилию, имя, пол и свой возраст. Быстро отвлекается, задание выслушивает не до конца, сама справляется редко, так как не может себя организовать, принимает любую помощь.

Ведет себя адекватно ситуации, доброжелательна, однако постоянно что-нибудь теребит в руках, манипулирует предметами. Считает, что поведение у нее всегда хорошее, результаты своей деятельности оценивает высоко.

4. Состояние эмоционально-волевой сферы

Активная, общительная девочка. Может занять себя, но на непродолжительное время. Если что-то не нравится, то она может проявлять упрямство, плакать, кричать, но быстро успокаивается, если ее внимание переключить на другой предмет или деятельность.

Лиза демонстративна. У девочки отмечается нарушение дистанции общения, в первую очередь, со взрослыми. Очень любит, когда с ней занимаются педагоги и воспитатели, просится на занятие. Иногда мешает заниматься с другими детьми, требуя внимания только к себе.

5. Моторика

Девочка физически развита. Рост соответствует возрасту. Отмечаются нарушения осанки, общей и тонкой моторики.

Выявляются следующие особенности: неуверенная походка, трудности в удержании равновесия, плохая координация движений, наблюдаются сложности в переключении от одного движения к другому.

Координация движений пальцев нарушена. Ведущая рука — правая. Артикуляционная моторика развита в соответствии с возрастной нормой.

6. Познавательное развитие

А. Внимание

Непроизвольное внимание: сформировано, однако снижен объем зрительного и слухового внимания. Объем произвольного внимания также существенно снижен, отмечается нарушение распределяемости и переключаемости внимания. Недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость внимания.

Б. Восприятие

Цвет: ребенок четко опознает и называет все предъявленные цвета и оттенки Находит заданный цвет в окружающем пространстве.

Плоскостные формы: сличает все плоскостные формы. При опознании путает ромб и многоугольник.Объемные фигуры: сличает весь набор предъявляемых объемных форм (шар, куб, цилиндр, брусок, кирпичик). При опознании путает брусок и кирпичик. При самостоятельном назывании обозначает лишь самые элементарные формы (шар, куб).

Восприятие пространства:

свободно ориентируется в групповом пространстве. Самостоятельно показывает и отображает в речи основные пространственные ориентировки. При обозначении правой и левой сторон возникают проблемы, но затем девочка самостоятельно исправляется.

Представление о последовательности частей суток сформировано. Воспроизводит с опорой на картинки.

Последовательность времен года путает. У ребенка не сформировано представление о последовательности расположения месяцев друг за другом и наполняемости месяцами времен года. Данные представления о днях недели несформированы

В. Память

Смысловая память превалирует над механической. Объем механической памяти значительно ограничен.

Г. Мышление

Наглядно-действенное мышление сформировано.

Наглядно-образное мышление — не сформировано (низкий уровень).

Представления о количестве сформированы. Есть понятия «один — много», «больше —меньше». Счет прямой до 15, обратный счет не сформирован.

Д. Речевое развитие

Может варьировать темп и интонационную выразительность речи: произносить слова громко и тихо, говорить быстро-медленно.

Фонетическая сторона речи в пределах возрастной нормы. С помощью педагога справляется с заданиями, направленными на выделение звука в слове, например выбрать игрушки, в названии которых есть звук «к».

Грамматический строй речи. Правильно употребляет слова во множественном числе. Почти всегда правильно согласует существительные с прилагательными и существительные и глаголы во времени, иногда сама исправляет свои ошибки. Девочка понимает назначение предлогов и правильно их использует в речи, но затрудняется в использовании сложных предлогов (из-под, из- за).

Лексическая сторона речи. Девочка выделяет субъект и объект действия, их признаки, часть-целое. Доступно элементарное обобщение, она объединяет предметы в родо-видовые категории, но затрудняется в дифференциации сходства и различий между ними. В то же время у Лизы отмечаются определенные сложности в усвоении абстрактных понятий (слов — действий, предметов, признаков и т. д.).

Связная речь.

Лиза может пересказать прочитанную ей сказку или небольшой рассказ, но отмечаются нарушения функционально-смыслового единства текста. При пересказе перескакивает с одной мысли на другую, предложения не заканчивает. Основные мысли в рассказе выделяет с помощью наводящих вопросов. Описательный рассказ составляет только с помощью педагога или с опорой на схему.

Е. Воображение

Воспроизводящее и творческое воображение не отмечается большой оригинальностью и разнообразием. Отмечается склонность к упрощенному, схематичному изображению объектов, невысока оригинальность творческих работ, много стереотипных, шаблонных композиций, затруднено формирование новых образов.

7. Сформированность ведущих видов деятельности

А. Общение

Лиза — общительная девочка. Она любит помогать воспитателю организовывать детей. Лизе с удовольствием выполняет поручения. Девочка контактирует со всеми детьми как своей, так и соседней группы.

По отношению ко всем детям в группе Лиза проявляет чувство симпатии. В то же время если кто-то из детей в группе начинает баловаться, громко кричать или бегать, то девочка начинает делать то же самое.

Б. Сформированность элементов трудовой деятельности и навыки самообслуживания

Девочка умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, но в контроле воспитателя все же нуждается, т. к. может застегнуть не все пуговицы, не умеет завязывать шнурки, не всегда аккуратно складывает свои вещи.

В. Игровая деятельность

Продолжительность пребывания в роли невелика (не более 5-7 мин). Для ролевого перевоплощения использует соответствующие атрибуты. Таким образом, уровень развития игровой деятельности можно охарактеризовать как процессуальную игру с элементами сюжетноролевого поведения.

Г. Изобразительная деятельность

У Лизы отмечено негативное отношение к изобразительной деятельности (у девочки не было увлеченности процессом рисования и речевого комментирования его ни во время рисования фломастерами, ни карандашами, ни красками). В рисунке присутствует сюжет, хотя он отображен достаточно схематично. В рисунке использует всего 3 цвета.

Выводы и рекомендации из заключения на Лизу.

Прогноз дальнейшего развития ребенка в целом благоприятен. Базовые психические процессы находятся в пределах возрастной нормы.

Развивающиеся психические процессы (словесно-логическое мышление, моделирующие виды деятельности, творческое воображение) отстают от возрастных нормативов развития.

Нарушение произвольного внимания приводит к дезорганизации деятельности ребенка. Отмечаются невротические реакции.

Отмечается наличие мотивации, ее вид, внушаемость, уровень целеполагания, умение (неумение) преодолевать возникающие трудности, сформированность навыков самоконтроля, особенности проявления социальных эмоций и чувств, система поведения по отношению к детям, родителям, воспитателям, выполнение правил поведения, особенности характера.

Рекомендации

Рекомендуется посещение детского сада для детей с задержкой психического развития, где будет оказываться комплексное воздействие на ребенка.

Необходимо:

1) формировать пространственно-временные представления и совершенствовать координацию движений. В процесс проведения подобных занятий включать упражнения по развитию произвольного внимания;

2) способствовать формированию и развитию сюжетно-ролевой игры, а в ней — умению культурно общаться с окружающими и основ безопасности жизнедеятельности в детском саду и на улице. В процессе игровой терапии — проводить работу по снятию невротических реакций;

3) продолжать работу над развивающимися в дошкольном возрасте психическими процессами, особенное внимание уделить развитию словесно-логического мышления, речи и воображения. Необходимо организовывать работу, направленную на формирование абстрактных, обобщающих понятий;

4) формировать мотивацию к учебной деятельности и продолжать работу по формированию произвольности поведения.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/psihologo-pedagogicheskaja-harakteristika-na-rebenka-v-dou.html

Педагогическая характеристика на дошкольника готовая — требования к составлению и примеры заполнения

Психолого педагогическая характеристика группы детского сада с использованием методик

Педагогическая характеристика на дошкольника, готовые образцы которой вы найдете в данной статье, это официальный документ, заполняемый воспитателем детского сада и заверяемый печатью и подписью заведующей ДОУ. 

Данные указанного документа нужны для психиатра, логопеда, психиатра, для органов опеки и других специалистов, которые принимают участие в психолого-педагогическом обследовании.

Характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя

Любая характеристика состоит из нескольких пунктов, которые учитываются при поступлении в школу. Воспитатель дает полное описание семьи воспитанника. Описывает, нравится ли ребёнку садик, у пропусков указывает причину. 

Указывает уровень общительности, самостоятельности, темперамент, отношение к занятиям, к труду. Какую работу лучше выполняет, от какой отказывается, доводит ли дело до конца.

Обратить внимание на поведение во время игры, какие роли выбирает.

В заключении к описанию психологического портрета даются рекомендации родителям и педагогам.

Как написать характеристику на ребенка

При составлении рассказывается обо всех качествах и особенностях личности. В карте ребенка данный документ должен всегда присутствовать, чтобы при переводе в другой сад или школу было первоначальное представление о ребенке.

Особенности игровой деятельности

Игра — доступный вид деятельности для детей. В игре полностью раскрываются способности и возможности, проявляется мышление, эмоциональное состояние, активность, общение и поведение в обществе. 

С помощью игр дети не только развиваются, но проходят процесс воспитания. Проявляются интересы и склонности.

Особенности эмоционально-волевой сферы и личности

В данном пункте описываются эмоции и чувства. Как часто может меняется настроение. На что может реагировать неадекватно. Может ли контролировать свои поступки. 

Присутствуют ли негативные стороны характера. Все эти качества хорошо проявляются именно в обществе.

Примеры и образцы заполнения документов

Представляем примеры написания на ребенка в ДОУ, которые понадобятся при составлении характеристики.

Педагогическая характеристика на дошкольника для ПМПК

Она нужна для прохождения комиссии. Можно написать определенными пунктами или в произвольной форме, должна завершаться датой, подписью воспитателя, директора и печатью.

В первую очередь нужно указать название учреждения, группу. Личные данные ребенка. Дата и место рождения. Информация о родителях. Когда поступил в сад, в каком возрасте. 

Далее:

  1. Написать причину обращения на ПМПК. Это может быть задержка развития, трудности в обучении и воспитании.

  2. Написать пару слов о семье. Как прошел адаптацию в садике. Обратить внимание на причину пропусков заведения. Как принимает участие в играх и занятиях.

  3. Развитие речи: с какого возраста начал хорошо говорить, каков словарный запас, предложения составляет по картинке из одного или нескольких слов. Участие в беседах. При чтении произведений отвлекается ли на другие занятия. Учит стихотворения наизусть частично или полностью.

  4. Математические представления: умение считать до десяти в прямом и обратном порядке; отличает ли геометрические фигуры, левую сторону от правой.

  5. Игровая деятельность: какие игры предпочитает, пользуется ли игрушками по назначению, убирает ли оборудование на место после игры.

  6. Изобразительная деятельность: путает ли цвета, хорошо ли ориентируется на листе бумаги, рисует карандашами или кистью. После работы прибирает ли за собой принадлежности. Хорошо ли работает ли с ножницами. При лепке путает или нет формы.

  7. Физическое развитие: активно ли участвует в подвижных играх; нарушено ли чувство темпа.

  8. Самостоятельность: в данном возрасте должен делать некоторые вещи самостоятельно. Замечает или нет неряшливый внешний вид. Правильно ли пользуется ложкой, вилкой. Помогает другим или нет. Как реагирует на замечания воспитателя.

  9. Перечислить основные привычки.

  10. Поставить дату, подписи и заверить печатью.

Характеристика на ребенка с ЗПР для ПМПК

Схема такая же, как для ПМПК. Но обязательно нужны заключения специалистов: педиатра, ЛОРа, психиатра, невропатолога, офтальмолога.

Рассказать о психофизических пунктах развития. Именно: зрительное восприятие, слуховое внимание, память. Дать общую оценку степени учебных навыков (соответствие знаний и умений, требований).

Логопедические представления на ПМПК школьника

Логопедическая характеристика важна, так как опирается на формирование речи. Здесь надо обратить внимание на строение артикуляционного аппарата.

Указать на произношение звуков, описать дефектологическую характеристику звуков. Какие звуки путает, пропускает ли, смешивает ли.

Структура слов: меняет местами слоги, затруднения в произношении некоторых слов. Перестановка звуков и слогов.

Анализ речи: как строит предложения, односложные или хорошо описывает происходящее.

Лексический запас близок к возрасту.

В конце характеристики дать рекомендации родителям.

Характеристика на ребенка аутиста из детского сада

При написании данного вида характеристики надо знать об особенностях заболевания. Более подробно описать о возможностях ребенка с данной группой инвалидности. 

Аутисты обычно гиперактивные, у них часто меняется настроение. Очень негативно реагируют на замечания, даже на просьбу. 

Поэтому следует указать положительные и отрицательные стороны несовершеннолетнего. Как выполняет задания. Понимание просьб и обращений. Чем любит больше всего заниматься, какие здания выполнять. 

Подробно остановиться на личностных особенностях, рассказать о нарушениях эмоций и чувств.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста и выпускников ДОУ

Подготовка к школе в садике начинается в подготовительной группе в возрасте детей 5-6 лет.

Отличается от других характеристик тем, что нужно основываться на познавательных процессах: внимании, памяти, мышлении, развитии речи на уровне дошкольника, формировании учебной деятельности.

Подробно расписать о вербальных качествах. Понимание прочитанного текста, наличие заикания, есть ли нарушения при произношении звуков. Умение поддерживать диалог.

Какие коррекционные работы проводились с дошкольниками и родителями для решения трудных моментов в формировании личности. Результат и дальнейшие рекомендации учителям.

Заключение

При составлении характеристики учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Не забывайте о возрастных категориях (3-4 года, 4-5 лет).

Бывают случаи, когда нужна краткая характеристика. В таком случае её можно составлять по простой схеме.

В любом тексте характеристики не забывайте записывать о наградах и участии в конкурсах. Ведь на сегодня даже дети с ДЦП могут проявлять себя в разных соревнованиях, фестивалях и викторинах.

Источник: https://nauka.club/podsovet/pedagogicheskaya-kharakteristika-na-doshkolnika.html

Психолого педагогическая характеристика группы детского сада с использованием методик

Психолого педагогическая характеристика группы детского сада с использованием методик

Доступно элементарное обобщение, она объединяет предметы в родо-видовые категории, но затрудняется в дифференциации сходства и различий между ними. В то же время у Лизы отмечаются определенные сложности в усвоении абстрактных понятий (слов — действий, предметов, признаков и т. д.).

Связная речь.

Лиза может пересказать прочитанную ей сказку или небольшой рассказ, но отмечаются нарушения функционально-смыслового единства текста. При пересказе перескакивает с одной мысли на другую, предложения не заканчивает. Основные мысли в рассказе выделяет с помощью наводящих вопросов. Описательный рассказ составляет только с помощью педагога или с опорой на схему.

Е. Воображение

Воспроизводящее и творческое воображение не отмечается большой оригинальностью и разнообразием.

— развита слабо (недоразвита), недостаточная координация пальцев кисти рук, плохо работает карандашом, ножницами; движения неточные, неуверенные;

не развита

Ведущая рука

— правая, левая, амбидекстер.

НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Развиты

– хорошо, владеет как мелкими, так и крупными деталями; опрятен в еде и одежде;

— недостаточно хорошо, владеет только крупными деталями, не всегда опрятен в еде и одежде;

— слабо, с трудом владеет даже крупными деталями, не опрятен в еде и одежде;

— не развиты.

Самостоятельно

— умеет (не умеет) застегивать и расстегивать пуговицы.

Ему характерны такие коммуникативные качества как, выразительность и образность, точность и логичность, уместность и т.д. Из беседы (Приложение 3) с мальчиком была получена следующая информация: в группе он имеет достаточно много друзей.

В основном его друзьями являются мальчики.

К девочкам дошкольник испытывает пренебрежительное отношение.

Помимо друзей по группе у Константина обширный круг общения вне сада.
Положение мальчика в коллективе благоприятное.

Он не чувствует дискомфорта. У мальчика ярко выражено стремление быть независимым и самостоятельным.
Эта тенденция может быть использована и воспитательных аспектах, например, поручить ребенку ответственно дело в рамках жизни дошкольного коллектива.

Психолого-педагогическая характеристика

RU» align=»center»

Психолого — педагогическая характеристика

воспитанника средней группы {название учреждения}

для прохождения ПМПК и направления в логопедическую группу

{ФИО ребёнка}

Общие сведения о ребенке:

Ф.И.О.:

Дата рождения: Х.Х.Х г.

Домашний адрес: г., ул., д., кв.

Дата поступления в детский сад: Х.Х.Х г. — из семьи.

{ФИ ребёнка} Х г.р. начал посещать {название учреждения} с Х.Х.Х года по настоящее время.

За время пребывания в детском саду {Имя ребёнка} воспитывается и проживает вместе с мамой {ФИО}, папой {ФИО} и старшим братом.

Печать учреждения

Психологическая характеристика ребенка

При выписке из родильного отделения вес ребенка составлял 3280 кг.

Мать с ребенком выписана в удовлетворительном состоянии под наблюдением участкового педиатра.

2.3. Вскармливание ребенка — естественное.

Уже в возрасте 1 – го месяца ребенок фиксирует глазами яркие предметы, реагирует на резкие звуки; с 2-ух месяцев ребенок следит глазами за предметами, поворачивает голову в сторону звука, хорошо поднимает головку, улыбается, начинает гулить.

С 3 – ех месяцев ребенок переворачивается на бок, свободно держит головку.
В питание ребенка добавляется кефир, творог, соки, желток. К 6 – месяцам ребенок хорошо узнает близких, стоит при поддержке за кисти рук, играет игрушками, начинает сидеть и ползать.

Появляются первые зубы.

дошкольного возраста………………………………………………..11

  1. Литература…………………………………………………………….18

  1. Для специалистов ПМПК (психолого-медико-педагогической консилиума) основным документом, отражающим важную и существенную информацию о ребенке, является психолого-педагогическая характеристика.

Она передает заботливое и внимательное отношение между мамой и дочками, что говорит о хороших отношениях в её семье.

Дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Они умеют общаться и договариваться друг с другом, решать конфликтные ситуации с помощью речи.

Внимание Например: играя в настольную игру «Дойди первым» Никита С. нарушил правила, началась словесная перепалка, которая перешла в драку. Однако, Стас П. четко и уверенно напомнил Никите С. правила игры и объяснил, где он допустил ошибку.

Конфликт был исчерпан.

У детей в достаточной степени развиты психологические процессы: память, внимание, восприятие, воображение и т.д. У большинства произвольная память и внимание.

Режим дня ребенка в основном соблюдается.

Заключение психоневролога: ЗПР церебрально-органического генеза, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

2. Внешний вид: Телосложение нормальное, пропорциональное.

Кожные покровы бледные. Лицо выразительное. Отмечаются непроизвольные подергивания лица, шеи, плеч.

3. Эмоциональная реакции и характер общения со взрослым в процессе обследования

Лиза легко идет на контакт. Знает фамилию, имя, пол и свой возраст. Быстро отвлекается, задание выслушивает не до конца, сама справляется редко, так как не может себя организовать, принимает любую помощь. Ведет себя адекватно ситуации, доброжелательна, однако постоянно что-нибудь теребит в руках, манипулирует предметами.

Замечают свой речевой дефект, активно стараются его исправить.

Полностью готовы к школе, способны включаться в образовательный процесс, обладают достаточным запасом знаний об окружающем мире, навыками практической и умственной деятельности, достаточным уровнем развития мышления, речи, познавательных интересов, моторной функции, сформированностью элементарных форм учебной деятельности.

Сформированы общие и базовые графические умения и навыки. Принимают, понимают условия и выполняют задания до конца, без ошибок, интересуются оценкой педагога.

Риск возникновения дисграфий отсутствует, имеют ведущее левое полушарие.

Для них характерны недостаточная организованность и ответственность, неумение адекватно вести себя: либо беспорядочно активны, либо чрезвычайно медлительны, безынициативны, замкнуты; низкий уровень развития речи.

Несформированность психологических и психофизиологических предпосылок учебной деятельности проявляется в чрезмерной игривости, инфальтивности, слабой произвольной деятельности, недоразвитии произвольного внимания, несформированности интеллектуальных умений, недостаточным уровнем развития мелких мышц руки, несформированности пространственной ориентации, зрительного восприятия, координации руки-глаза, низкий уровень фонематического слуха.

Дети не соблюдают правильную позу, работать по образцу не могут, неверно держат карандаш, действуют руками хаотично, несогласованно.

У отдельных детей ведущим является правое полушарие либо отмечается амбидекстрия.

Важно Детям удобнее действовать с наглядными образами в реальном мире, чем «в уме». Рефлексия в отношении результата и действий по его достижению слаба.

Социальная ситуация развития чаще строится в системе занятий по развитию речи или моторики в изодеятельности со взрослыми или игре в паре со сверстником, отличаясь монотонностью чувств и эмоций.

Большинство детей при возникновении затруднений отказываются от попыток стремления к улучшению результата.

Таким образом, совокупность социального и биологического факторов приводит к нарушению развития и способны проявиться в этиологическом факторе возникновения общего недоразвития речи.

Констатирующий эксперимент имеет цель изучения состояния неречевых и речевых предпосылок, обеспечивающих функциональный базис письма, определение типологии выявленных недостатков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи:

Иные особенности развития ребенка:

Общая оценка развития и поведения ребенка, предложения:

Дата заполнения ___________ 20__ г.

Психолог

Педагог

Заведующая ДОУ

М.П.

ПРИМЕРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

на воспитанника КДОУ «Хххххххх» № _____

Ххххххххх Хххх.

Хххх (хх.хх.хх г.р.) посещает КДОУ «Хххххххх» № ____ с 01.09.2005 г.

Межличностные отношения дошкольников)

Старшие дошкольники (5-7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

1.С кем бы ты хотел дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

2.Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

3.С кем бы ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

В основном используются простые предложения, в словоизменении и словообразовании имен прилагательных, глаголов, числительных допускают многочисленные ошибки, затрудняются в подборе антонимов и синонимов.

Дети экспериментальной группы чаще забывают сложные инструкции, нарушают последовательность действий, затрудняются в копировании геометрических фигур и рисовании.

Они затрудняются в различении правой и левой руки, в определении положения предмета по отношению к другому или собственное местонахождение среди других, поэтому допускаются ошибки в ориентации на плоскости. Быстрая утомляемость, отвлекаемость сказывается на качестве выполнения предлагаемых заданий.

Произвольное внимание детей в процессе становления и характеризуется сниженной избирательностью, объемом, устойчивостью, переключаемостью и распределением. Память характеризуется механичностью, ассоциативностью, моторностью повторения.

Выявляются следующие особенности: неуверенная походка, трудности в удержании равновесия, плохая координация движений, наблюдаются сложности в переключении от одного движения к другому. Координация движений пальцев нарушена. Ведущая рука — правая.

6. Познавательное развитие

А. Внимание

Непроизвольное внимание: сформировано, однако снижен объем зрительного и слухового внимания.

Источник: https://razvitieclub.ru/psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-gruppy-detskogo-sada-s-ispolzovaniem-metodik

Domprava101
Добавить комментарий